fbpx Уик-энд на парусной яхте в Черногории для двоих | Под Парусом

Уик-энд на парусной яхте в Черногории для двоих

Дмитрий Калюга

Журналист / Финансы

Мы строим большие планы на выходные, а они пролетают незаметно. Причем, чем меньше мероприятий, тем быстрее проходит время отдыха. 
Залог интересного и продуктивного выходного – хороший план. 
Если вы хотите сменить обстановку так, чтобы в понедельник не помнить пятницу, то ощущение максимального отдаления от будничной суеты можно испытать, ступив босой ногой на палубу яхты, тихо покачивающейся на волнах у пирса. 
А если вы мечтаете о романтических выходных на море, то один из лучших вариантов –прогулка на яхте по Черногорскому побережью! 

 

В Черногории, стране с развитой яхтенной инфраструктурой, выход в море – сплошное удовольствие. Интернет, при введении хорошо знакомых ему букв «яхтинг в чернгории», предлагает несколько вариантов. Мой выбор пал на атмосферное название «Под парусом». Удивился и обрадовался я тому, что у них есть специальное предложение от чартерной компании Simple Sail в Будве именно на уик-энд. Такой официальный вид чартера меня впечатлил. В Турции, Греции не встречались мне чартерные компании, предлагающие яхту на 2-3 дня. Конечно, если яхта осталась не сданной в недельный чартер, можно попробовать арендовать ее на 1-3 дня. Но только на месте, рассчитывая на удачу. В случае с черногорским яхтингом удача улыбнулась еще в Москве.  

Удаленно через русскоязычного специалиста я арендовал яхту на уик-энд, причем с символической предоплатой. 
На мои даты даже был выбор: яхты Benetau 38 и 41 футов. Обе достаточно новые, -  2013 года.

Важно отметить, что в стоимость чартера яхты уже входит и уборка, и полотенца. Как обчно, отдельно оплачивается дизель. Часто в недельном чартере из таких дополнительных, но обязательных опций образуются затраты еще около 200 евро. мотор для динги, как и везде, стоит отдельно, 50 евро.  

При бронировании меня спросили о потребности в шкипере. С лицензией IYT я получил бы яхту в аренду, продемонстрировав свои способности. Это правильно. Несмотря на наличие документов, чартерная компания имеет право знать о квалификации арендатора.  Поскольку моя команда состояла из 2 человек, мне однозначно нужен был помощник и, в каком-то смысле, тренер. Всегда есть чему поучиться, а принимать советы опытного моремана – приятная часть путешествия.

Стоит отметить, что в Черногории стоянки, в основном, не якорные, а причальные, и здесь важно иметь по одному человеку с каждого борта. Итак, берем местного со-шкипера с русскими корнями (это же Черногория). Приятно было отметить, что цены на услуги шкипера у моего агентства выгоднее в два раза, чем у иностранных чартерных компаний.  

Что порадовало еще сильнее – это время чартера. В недельном чартере чартер, как правило, начинается с приемки в субботу в 12-00, сдача лодки также в субботу до 12-00.  По факту же, в субботу невозможно выйти из-за долгой приемки и раннего заката. А сдавать лодку нужно по сути в пятницу: до 16-00 нужно вернуться в марину и ночевать в ней.  То есть чистого времени гораздо меньше заявленного.  В чартере на выходные мы договорились на время с 8-00 первого дня до 19-00 второго дня.

Уже на этапе заказа краткосрочный чартер мне однозначно нравился!  

Реализация нашего романтического уикенда началась в пятницу после обеда: 3 часа лету и мы заходим на посадку в аэропорт Тивата. 

Из аэропорта до отеля ехать быстрее, чем получать багаж. Представитель отеля встретил нас и через 10 минут мы входим в номер и смотрим на море уже из окна отеля. В 200 метрах от знаменитого Порто Монтенегро. 

Что ж, утром - яхтинг, а вечером накануне приятно насладиться вкусным средиземноморским ужином! Вино красное – конечно Вранац или белое – хорватское или привычное итальянское. Примечательно, что в Черногории рестораны на разный вкус, а вот стоимость примерно одинаковая – что в Порто Монтенегро, что в местном ресторанчике на берегу в самом городе Тиват. 

Типичные местные блюда: мидии разных видов, кальмары на гриле, креветки, есть лобстер. На гарнир по умолчанию блитва – вкусный микс картошки (пюре или отварной) со шпинатом. Морепродукты свежие и вкусные. Очень атмосферными получаются ужины на берегу моря в ресторанчиках в Порто Монтенегро. Романтично, уютно  и вкусно. Но столик надо заказывать заранее или придется ждать – посадка полная. Каждый вечер! 

Тиват – маленький город с небольшим населением. Типичная застройка – это двух-трехэтажные домики, квартиры в которых местные жители сдают в аренду. От 20 евро в сутки. Отелей в Тивате не так уж много. Город, благодаря этому, достаточно низкий, что позволяет наблюдать красивые горные ландшафты и закаты поверх крыш домов. 

Жемчужина Тивата – Порто Монтенегро – комплекс отелей, ресторанов, апартаментов со СПА-центрами и большим причалом, на котором швартуются супер-яхты. 

Утро. Задерживаться на завтраке не стоит, чартер начинается в 8-00.  Но, если честно, мы задержались. Мы же на отдыхе. Набережная, утренний бриз. Вкусный, свежеприготовленный черногорский завтрак, бодрящий кофе, сочетание гор, утопающих в морской глади и … ощущение бабочек в животе от неизбежного удовольствия от предстоящего яхтинга…

Наша марина расположена в Будве. Это старый туристический город с обилием отелей и пляжей. Чем-то он напоминает советский Сочи. Если вы хотите отдыхать в Будве, то уединиться от обилия туристов здесь достаточно сложно. Отелей очень много, они стоят довольно близко друг к другу. Береговую линию занимают прогулочная улица и множество ресторанов и баров. 

Поездка на такси из Тивата в Будву займет минут 20, хотя могут быть пробки. 
В марине нас встречает наш со-шкипер – надежный помощник, который всегда начеку и рядом. 
Со-шкипер полезен и тем, что, при желании отдохнуть, всегда есть кому оставить руль и насладиться видами. 
Обсуждаем маршрут. Утверждаем очевидный переход из Будвы через Тиват в Котор и обратно. 

Для новичков Черногория – интересное место! Переходы здесь достаточно небольшие – по 10 – 15 миль, остановки можно делать часто. Инфраструктура на берегу развитая. 

Мы оформляем бумаги и принимаем яхту за 1,5 часа. Процедура известная и не отличается от chek-in при недельном чартере. Все происходит прямо на борту. Представитель simple sail с терминалом оформляет залог, принимает оплату, и мы выходим из марины. Внутри все трепещет: вот оно, началось!

Проверяю по плоттеру, реально ли за два дня увидеть все намеченное. Да, реально. Как я сказал, наша цель – вечером пришвартоваться в Которе. В этом романтичном городе мы планируем погулять и переночевать, а на следующий день возвратимся в Будву. 

Мы огибаем мыс, на котором стоит будванская крепость, издали похожая на родосскую. Здесь расположен старый город. 

Выход из марины отмечен красным и зеленым буями. Мы уходим направо, оставляя слева Св.Стефан. Решили подойти к нему завтра. На острове Св.Стефан расположен отель и посетить остров, не являясь гостем отеля невозможно, ностоять же на якоре возле острова – сколько угодно. Лодка идет ровно. Ветра нет и мы идем на моторе, созерцая побережье и строения на берегу. Ландшафт разнообразный: холмистость, поросшая лесом, напоминает Турцию, береговые скалы – Ибицу, а валуны на пляже Плави Горизонты переносят на Сардинию. Мы минуем Голубые Пещеры – довольно большая арка в скале, которую интересно исследовать на динги. Мы оставляем их на завтра. 

Справа видим бухту со стоящими на буях яхтами. Здесь находится ресторан «Рыбарско Село». Встаем на буй. Избежать визит в ресторан трудно, так как тут же на лодке подходит стюард и предлагает довезти нас до ресторана. Мы голодны и рады гостеприимству – сходим на берег! Земля тут же избавляет от легких признаков морской болезни.    

Ресторан, разумеется, ориентирован на морские блюда, что нас, жителей восточно-европейской равнины, чрезвычайно привлекает. Показательно, что меню в ресторане отсутствует. Официанты предлагают пройтись до аквариума и выбрать себе обед: мидий 3 видов, омара, кальмаров, креветок... На гарнир паста или блитва. Сказать, что здесь вкусно – не сказать ничего. Дополняют ощущение радости красивые виды с террасы на бухту, на холмистые горы, на яхту, тихо покачивающуюся на буе. 

После обеда можно прогуляться по берегу. Обращает на себя внимание береговая линия. Почти везде дно каменистое  - от гальки до валунов, порой острых. Исключение – песчаный пляж Плави Горизонты на полуострове Луштице. Чтобы не входить в воду по камням, берег обустроен каменным парапетом, с которого в воду ведут ступеньки. Да, где-то (Херцог-Нови) эти парапеты являются бетонными и напоминают пляжи Сочи и Одессы. Но в целом, эти парапеты обустроены очень аутентично, особенно в Перасте и Тивате. 

После обеда мы выходим из бухты и подходим к Боко-Которской бухте – воротам, ведущим в Котор. Здесь , на входе в залив резко приходит ветер. Меня даже посетило ощущение, что ветер в этом коридоре живет. Скорость ветра составляла узлов 15-18! Ставим паруса! 

И разгоняемся до 7,2 узлов! Впечатления зашкаливают! В этом я вижу прелесть краткосрочного яхтинга… не прошло и нескольких часов за штурвалом, а степень активности запредельна. Лавируем. Войдя в бухту, провожаем ветер. Он гаснет. Выдыхаем и включаем мотор. Пульс ослабевает, мы расслабляемся и наслаждаемся красотами – море обрамлено горами. Тишина, чистота, красота.

Идем мимо Пераста . Этот город- набережная находится под охраной ЮНЕСКО. Медленно подходим к Котору, огибая огромные лайнеры. Ежедневно сюда заходят круизные суда, чтобы показать туристам красивый каменный средневековый Котор.

Находим ячейку на городском причале. Это городской причал, нас никто в море не встречал, по рации парковку не запрашивали. Швартуемся кормой к берегу. 
После швартовки подошел парковщик и оформил нам стоянку за 41 евро.

Мы довольные сходим на берег, отпускаем со-шкипера и готовимся к прогулке по Старому Котору. Очень оригинальный город. Тем, кто здесь в первый раз легко можно заблудиться в узких витиеватых улочках.  Собственно, заблудившись, мы и нашли симпатичный рыбный ресторан. 

Проснувшись утром мы обнаружили прямо перед собой на набережной оживленный рынок. Местные фермеры предлагаю угощаться фруктами, овощами, знаменитым пршутом и негушским сыром. Здесь же конечно и местное вино можно купить. Гастрономический рай. Вся национальная кухня здесь!  

Понимая, что день ждет насыщенный и время на борту ценно, решаем что будем обедать на борту и закупаем вкуснейший местный провиант - обедать будем на борту.

Отходим после 9-00. На выходе из залива на крохотном островке расположена старая церковь. Подходим к острову. Встаем лагом - место здесь всего лишь на 1 лодку – приходится ждать, пока отойдет кораблик с туристами. Да и нашей лодке долго стоять не разрешают – предупредили, что стоять можно минут двадцать.  

Уходим с острова и держим курс на пролив, где нас ждет ветер! Снова ставим парус! Блаженство! Часто в экзотических странах за 7 дней ветер встречался лишь однажды. Здесь же за 2 дня мы получили порцию 15 узлового ветра! На выходе из пролива в море ветер резко затихает.  

Мы направляемся к пещерам. Здесь ветрено. Ветер спускается с гор. На якорь встать трудно и наш со-шкипер не рекомендует. Близко скалы. Поэтому он один остается на яхте, а мы на тузике отправляемся в романтический вояж. Подходим к пещере, заглядываем внутрь – вода светится оригинальным преломленным светом, выточенные водой стены напоминают своды средневекового храма. Здесь можно сойти с лодки и походить по каменистому дну, понежиться в уникальной купели. 

Покрутившись на лодке, наблюдая сталактиты, проходим пещеру и выходим к яхте. Красивое оригинальное зрелище. 

Уже хочется обедать, но нужно отойти в безветренную зону. Неподалеку нашли залив и встали на буе на обед. Что ни говори, обед на яхте – это не менее захватывающая часть путешествия, чем ход под парусом. Мы накрываем на стол вино, оливки, пршут, сыр и фрукты. Подсушиваем в духовке вкусный черногорский хлеб. Перед обедом купаемся.  Испытываем ощущение, как будто мы отдыхаем не второй день, а ходим по морю уж день пятый. 

Мы оставляем буй и берем курс на Святый Стефан. Это местный must see, мы встаем на якорь и купаемся. Хотя вода здесь не очень чистая. В Тивате вода чище, чем в переполненной Будве. Почему мы не пошли на Св.Стефан вчера? Потому что красиво стоять здесь на закате. Мы проводили солнце и как будто взгрустнули от того, что и наше путешествие на яхте близилось к завершению.  Пора идти на заправку. В 18-00 она может уже закрыться. На подходе к заправке отрабатываем стояние в очереди, трафик здесь в узости довольно плотный. Также приятно отработать очередную швартовку лагом – традиционную для Европы и редкую для островов в тропиках. 

После заправки держим курс на причал Simple Sail. Заходим к понтонному причалу кормой – аккурат между двух лодок. Швартуемся. Нас ждет представитель компании, который принимает яхту минут за 20. Мы переполнены эмоциями. Наш краткосрочный яхтинг нужно отметить, и мы прямо в марине усаживаемся в прибрежном ресторане и, наблюдая мерно покачивающиеся мачты яхт, охлаждаемся терпким аперолем.