Неуправляемый катамаран

В этой статье я расскажу об одном недавнем проишествии и другом, которое произошло уже давно. Их объединяют схожие симптомы. Обе эти истории произошли с парусными катамаранами, однако причиной в том и в другом случае были ошибочные действия экипажа, в первую очередь капитана, который не учел особенности управления двухкорпусным судном. Каждый раз, когда происходит авария, есть соблазн списать вину на технику, которая "подвела". Однако такие выводы не только неверные, но и сама логика возлагать ответственность на технику в корне неправильна. В конце концов, главный на борту — капитан.

Довольно давно, в 2008 году, мы ходили по Кубе на арендованном катамаране. Это был мой первый опыт хождения на парусных катамаранах Fountiane-Pajot, у них тогда еще на борту возле кормы была металлическая накладка. Так вот, эта накладка сыграла свою важную роль в нашей истории.

Стоим мы в марине. Надо заметить, что марин на Кубе вообще мало, а на юге острова, где существует яхтенный чартер, она вообще одна-единственная, если не считать базовой марины в Сьенфуэгосе. Так что "в марине" в данном контексте означает совершенно конкретное место — на Кайо-Ларго (теоретически, там есть еще одна марина на Исла де ла Хувентуд и еще одна — в Тринидаде, но они находятся за пределами стандартного недельного маршрута). Марина хорошо защищенная, в глубине мелководного залива, точнее, одного из ответвлений сложной системы заливов и каналов. Утро, ничего не предвещает приключений, как вдруг сквозь иллюминатор я вижу стремительно движущуюся мачту. Я вообще недолюбливаю стремительное движение в маринах, а по утрам — особенно. И не успеваю выбежать на палубу, как раздается звук удара и катамаран содрогается.

От нас отходит, а точнее сказать отлетает другой катамаран, причем на рулевом посту сидит человек. И, согнувшись в три погибели, что-то колдует над панелькой двигателя, по всей видимости пытается завести. Другой двигатель при этом включен на задний ход, и катамаран уверенно так движется в сторону мели. Мы ему кричим, дескать stop the engine, а он разводит руками и по-русски отвечает, что мол "мотор не заводится, извините". Когда мы-таки докричались до него и втолковали суть проблемы, он переключил двигатель обратно вперед и поехал в нас. Сколько бы ни просили остановить мотор, он почему-то не хотел этого делать, а упорно пытался навредить то себе, то нам, то еще кому-нибудь.

В конце концов, самым простым оказалось прыгнуть в тендер, подойти к нему под борт, и взять управление на себя. Ветра, надо заметить, не было совсем, так что задача швартовки была элементарной. Тем более, что второй двигатель завелся легко, практически сразу.

На мои изумлённые вопросы, как вообще так получилось?, наш незадачливый сосед ответил, дескать двигатель неожиданно остановился. А пока он разбирался с мотором, катамаран почему-то поехал в сторону и врезался. Ну а дальше вы знаете. То есть, когда один из двух двигателей почему-то отказал, человек принялся решать эту проблему, а не постарался взять под контроль судно с учетом изменившихся обстоятельств. Метания по марине взад-вперёд были уже следствием паники, пусть даже на первый взгляд её было не заметно.

От дыры в борту нас спасла та самая металлическая накладка, о которой я говорил в самом начале. Она была изрядно погнута, внути каюты полки слетели со своих мест (но были за пять минут поставлены обратно на саморезы). Наш алюминиевый "бампер" мы выгнули, как могли, на причале молотком. Как вы можете догадаться, молоток был одним из двух инструментов, имевшихся в наборе нашей чартерной яхты. Мы сообщили капитану порта о проишествии, он заверил нас, что сообщил в чартерную компанию, и что больше от нас ничего не требуется для оформления страховки по окончании срока аренды яхты. На всякий случай мы тоже позвонили в чартерную, тщательно всё сфотографировали, взяли контакты виновника. По возвращении в Сьенфуэгос и осмотра яхты нам сообщили, что претензий к нам нет, так как мы самостоятельно выполнили весь необходимый ремонт. Если честно, я опасался, что заказ новой накладки и доставка её на чартерную базу на Кубе обойдутся не менее тысячи евро и что нас ждёт длительное разбирательство со страховой.


Вспомнить ту давнюю,  и почти забытую историю меня заставила недавняя заметка.

1 декабря 2017 года на сайте Latitude38 была опубликована история, которая началась схожим образом, но закончилась значительно печальнее (слава богу, не трагично, все живы!). Катамаран Lagoon-440 под названием Mr Beefy заходил в бухту недалеко от мексиканского города  Энсенада в поисках якорной стоянки, когда один из его двигателей неожиданно остановился, как выяснилось позже, намотав трос на винт. Далее, неведомым для капитана образом, катамаран правым поплавком сел на мель, причем скорее кормой, нос в этот момент смотрел в море. Итого, катамаран развернулся на 90 градусов относительно изначального курса (более вероятно, что он проделал три четверти оборота, а дальше его отнесло прибоем или течением). Чтобы снять катамаран с мели, его капитан врубил оставшийся рабочим двигатель на полную, но в этот момент загорелась сигнализация воды в мембране сейлдрайва, и следом из двигательного отсека повалил белый дым. Моторный отсек быстро наполнился водой, а позже, несмотря на попытки снять катамаран с мели и помощь местных жителей, он затонул.

После поворота дел от плохого к худшему цикл повторяется (Закон Мерфи).

Затонувший катамаран

  • Как обычно, к аварии привела не просто ошибка, а цепь ошибок. Первой ошибкой была попытка зайти на незнакомую якорную стоянку в условиях надвигающихся сумерек (а возможно, уже по темноте, в статье об этом говорится уклончиво), и, по всей видимости, без должного наблюдения (необходимо было выставить наблюдателя на бак).
  • Во-вторых, после внезапной остановки двигателя следовало основное внимание направить на сохранение курса или погасить скорость. Как говорится, if you are gonna crash, do it slowly.
  • На одном двигателе катамаран управляется совсем не так, как на двух: при начале движения он сначала поворачивается, иногда более чем на четверть оборота в сторону неработающего мотора, и почти не слушается штурвала, и только затем к нему возвращается способность управляться рулём.
  • В-четвертых, оказавшись на мели, с риском посадки винтом на грунт, нельзя было давать полный ход. Для снятия с мели следовало заводить якорь и тянуть лебедкой яхту с мели на безопасное место.
  • В-пятых, даже сильная течь в моторном отсеке не способна быстро потопить катамаран. При условии, что команда борется за живучесть: минимизирует поступление воды и откачивает ее.

Судя по фотографиям, тендер был сдут и убран на время перехода, что могло затруднить заведение якоря. Однако в статье упоминается, что местные жители оказывали помощь и пытались отбуксировать катамаран с мели при помощи небольших лодок. Вместо этого разумнее было завести якорь как можно дальше и вытягивать катамаран лебёдкой. Если бы он стоял носом в берег, следовало воспользоваться запасным якорем. Посадке на мель предшествовал переход по сильному встречному ветру, что также свидетельствует об ошибках планирования перехода.

Катамаран на мели

Из этих историй напрашиваются некоторые выводы (даже если мы не можем точно прояснить обстоятельства второго происшествия):

  • Планируйте переходы таким образом, чтобы он соответствовал подготовке и состоянию экипажа. Уставший экипаж — источник ошибок и потенциальных проблем. Беречь силы команды надо не из сострадания или гуманизма, а из соображений безопасности.
  • Избегайте заходить на стоянку в незнакомом месте в тёмное время суток, в условиях ограниченной видимости или неблагоприятной погоды. Например, сильной зыби или навального ветра.
  • При необходимости рискованного захода на стоянку примите все возможные меры предосторожности. Выставляйте наблюдателя на бак.
  • В темное время суток очень легко потерять ориентацию. Помните про компас, береговые ориентиры. Вам должна помочь практика управления судном в ночное время руками, без автопилота.
  • На одном двигателе катамаран управляется хуже, чем на двух. Однако он управляется, а значит задача капитана — управлять судном. Более того, на катамаране в случае выхода двигателя из строя у вас по-прежнему есть второй двигатель!
  • При посадке на мель, а также на чужую якорную цепь или швартов берегите винт! При малейшем подозрении, что винт заблокирован немедленно выключите ход и не включайте до тех пор, пока не убедитесь, что винт чист.
  • Для снятия с мели предпочтительнее использовать якорь и лебедку, а не двигатель.
  • Течь необходимо найти, минимизировать (заткнуть), воду откачивать!

Берегите себя, и семь футов под килем!

Автор: Тимур Литвиненко

Фото: Тимур Литвиненко и latitude38

Категория статьи: