Прохождение Коринфского канала на парусной яхте (2008)

Путешествие на парусной яхте по Греции через Коринфский канал от Яхтенной компании Под Парусом

Коринфский канал пытались построить еще во времена античности. И хотя строительство останавливали из страха затопить земли в Сароническом заливе, построить его в реальности оказалось очень непростым делом. Узкий канал шириной всего 25 метров со стенами высотой до 75 метров соединяет два моря, разделенные 3 милями суши. Издалека Коринфский канал совсем не видно. Даже не верится, что где-то в этой стене есть щель, через которую можно попасть в Эгейское море из Ионического. И только меньше чем за милю он становится виден.


 
Вход с обеих сторон прикрывают молы, создающие аванпорты. Но они совсем маленькие, меньше, чем на Горьковском водохранилище. Проход канала регулирует специальная диспетчерская служба. Над Коринфским каналом проложено четыре моста: три автомобильных и один железнодорожный. Еще два моста соединяют берега канала у выходов из канала. Но они - погружные гидравлические. При прохождении судов мосты опускаются под воду. В канале курсирует прогулочный катамаран, который катает туристов. Он на фото как раз проходит над мостом.


 
Гарантированая глубина Коринфского канала составляет 7 метров. Хотя в большинстве мест он прорыт на 8 метров. Наверно, на всякий случай. Мы шли двумя яхтами Sun Odyssey 43, и диспетчер все время подгонял нас словами "Sir, full speed please, full speed!". А куда там больше, эти лодки до семи узлов разгоняются, а дальше только шумят и коптят. Не предназначены парусные яхты для скоростных заездов на дизеле. Ну я и отвечал в стиле "чем могу".

В начале, точнее в западной части, берега канала не очень высокие, но изрытые. Судя по всему, это следы бомбежек во время Второй Мировой. Ширина канала составляет 25 метров, но даже на яхте шириной 4,5 метра чувствуешь себя не очень комфортно, кажется что того и гляди, заденешь бортом берег. Сказывается привычка ходить по морю, а если заходишь в порт, то движешься потихоньку и аккуратно. А тут - на полной скорости.


 
Планы по строительству канала писали еще Юлий Цезарь и Калигула, а Нерон даже собрал шесть тысяч рабов и начал работы. Но был вынужден отступиться. Коринфский канал прорыт в слое песчаника. Это при постройке он кажется твердым, а дальше активно разрушается под действием воды, солнца и ветра. Берега близ воды укреплены кладкой из того же, судя по всему, материала. Один раз в неделю канал закрывают на реконструкцию. Предполагается, что в это время его берега укрепляют, а дно - углубляют. Но судя по берегам, делают это гораздо реже.

Конечно, прохождение Коринфского канала лучше всего наблюдать с бака яхты. И берега видны, и мосты, и фотографировать удобно, и мачта не мешается под ногами. В конце концов, мне удалось выставить автопилот достаточно точно, чтобы яхта шла сама, и лишь периодически я поправлял курс на один градус вправо или влево. Сколько себя помню, при пользовании автопилотом курс меняешь минимум градуса на три.


 
Канал строился в несколько этапов, сначала сняли достаточно широкий слой грунта. Затем спустились ниже, и так далее. В некоторых местах сохранились участки технологических дорог. Северный берег Коринфского канала, обращенный на юг, местами порос кустарником. Несколько раз видел на фотографиях, как большие корабли проходят через Коринфский канал. Они такие широкие, что по бортам остается буквально метр или два.

Поэтому они идут не сами, их тянут буксирами. Мы же шли своим ходом, на дизеле. Прогулочный катамаран, который вошел в канал вместе с нами, уже скрылся из виду. Ближе к мостам стены Коринфского канала становятся почти отвесными и довольно высокими. Их высота достигает 75 метров. Ощущение, что неба почти не видно. Морской GPS-навигатор, не привычный к работе в подобных условиях, теряет спутники и начинает истошно об этом предупреждать. Но сами понимаете, мне не до него, мне надо штурвал держать. Чтобы эти самые стены не поцарапать.


 
Проект Коринфского канала в его окончательном варианте был разработан венгерскими инженерами Иштваном Тюрром и Белом Герстером. Они же ранее разработали проект Панамского канала. Строительство начала французская инженерная компания, но остановила работы из-за проблем с финансированием. Однако когда за дело принялся греческий банкир и филантроп Андреас Сингру, строительство завершилось в рекордные сроки.


 
С тех пор, как в Греции полыхали лесные пожары, прошло уже почти пять лет. Греки научились бороться как с пожарами, так и с поджигателями. Поэтому они с пониманием относились к рассказам о лесных пожарах в России. И даже предложили помощь. Но своих рубежей тоже не сдали, и регулярно пролетали над нами на самолетах или вертолетах, патрулируя территории. Одно из наиболее известных развлечений близ Коринфского канала - тарзанка с моста. Благо, высота в 75 метров позволяет. И внизу - вода. Или мы на яхте.

Мы опасались, что нам палубу поцарапают или мачту погнут неосторожным любителем острых ощущений, но все обошлось. Они запустили очередную жертву азарта метрах в ста перед нами, вытянули ее наверх и затем сделали длинный перерыв. И только диспетчер продолжал свои просьбы проходить на максимальной скорости. Вот с этой площадки и запускают "жертву", предварительно привязав к ее ногам эластичный канат. И все это - между прочим за деньги. И добровольно.


 
Со стороный Эгейского моря находится диспетчерская Коринфского канала. Они регулируют движение (оно реверсивное) и собирают оплату. Коринфский канал - самый дорогой в мире в пересчете на километр, несмотря на отсутствие сложных гидротехнических сооружений, навроде плотин и дамб. Видимо, просто клиентов не слишком много. А может, просто никто не регулирует. По крайней мере, мы заплатили по 147 евро за проход каждой из 43-футовых яхт.
 
Красный сухогруз возмущенно гудел нам, чтобы побыстрее швартовались к стенке и не мешали ему пройти. А меня развернуло течением, или ветром, я даже не понял. Ну бывает, не пришвартовался с первого раза. Что ж теперь, об стенку расшибиться? А возмущенный теплоход ушел на запад. Ему, полагаю, диспетчер ничего не сказал про максимальную скорость.